"Ямашка",
"лыба", "зук"… Поначалу взрослых забавляют смешно исковерканные малышом
слова. Трудно ожидать от карапуза безупречного проговаривания звуков,
когда он только учится говорить. Дефекты речи — дело нешуточное, но
разобраться с ними лучше в раннем детстве, чтобы потом в школе малыша
не задразнили. |
Как помочь
ребенку выиграть сражение с неподдающимися звуками? В этом нам поможет
профессионал — учитель младших классов и логопед Елена Дуброва. -
Детей, которые не могут похвастаться правильной речью, у нас становится
все больше и больше — и это печальный факт, — констатирует Елена. —
Нарушения речи разные: ребенок пропускает отдельные звуки (моковка),
вместо «р» у него звучит «л» (лука), иногда ребенок заикается, а то
вообще не разговаривает, не умеет сформулировать мысль. Причины
неправильного произношения звуков кроются в недостаточно развитых
движениях языка, губ, иногда в неспособности дифференцировать звуки
речи. Бывают и более серьезные проблемы, когда ребенку рекомендуют
посещать логопедический детсад. Речевое нарушение может быть
связано с родовой травмой, проблемами нервной системы. В таких случаях
помимо логопеда ребенку потребуется невролог, который назначит лечение,
чтобы улучшить работу головного мозга. Правда, родители иногда
отказываются давать назначенные неврологом лекарства, путая с
психотропными, то есть лекарствами, действующими на психику. Не
стоит пугаться лечения у невролога — он поможет ребенку быстрее
справиться с трудностями. Сами родители, как правило, не знают или не
умеют правильно заниматься речью ребенка, но и к логопеду не торопятся. Малыш
картавит, шепелявит, а мама считает, мол, само собой все нормализуется.
Но, как показывает опыт, сами собой дефекты речи не проходят, — считает
Елена. — Глубокое заблуждение, что к логопеду нужно идти с ребенком в
5-летнем возрасте. Если есть проблемы с речью, то консультация логопеда
не помешает и трехлетнему малышу. Чем раньше начнете оттачивать
правильное произношение звуков, тем быстрее исчезнут проблемы с речью. Иногда
бывает, что двуязычие в семье приводит к тому, что ребенок переносит
особенности произношения одного языка в другой. Картавит, слишком мягко
или твердо произносит звуки, у него скудный словарный запас. Если не
сформировать правильное произношение звуков, то в школе ребенок будет
неграмотно писать и читать. Поэтому важно устранить недостатки
звукопроизношения еще в дошкольном возрасте. В идеале к 5 годам
ребенок должен уметь правильно произносить все звуки. Но среди учеников
логопеда много малышей 6-7 лет. Сражение с непослушными звуками «р»,
«л», «ш» — это для них непростая работа. Вместе с логопедом
малыши пыхтят, шипят, дудят, рычат, по-разному вытягивают губы, учатся
управлять своим язычком. Логопед старается заинтересовать ребят,
вовлечь в игру… -- Важно заинтересовать ребенка иначе сражение с
неподдающимися звуками будет проиграно, — говорит Елена. В арсенале у
логопеда богатый учебный и игровой материал, масса придумок,
развивающих речевые навыки ребенка. Логопеду приходится быть и
преподавателем, и психологом. Дефекты дикции бывают разные, и
по-разному каждый ребенок их воспринимает. Один — болезненно,
замыкается в себе, становится молчуном, боясь выдать свое неправильное
произношение. С таким ребенком Елена занимается индивидуально. А иной
малыш не очень тяготится своей «фикцией», ему нравится заниматься в
группе и соперничать с другими детьми в правильном произношении. -
Важно понять настрой ребенка, — считает Елена и своим опытом и
наблюдениями охотно делится с родителями, бабушками. Как правило, она
приглашает взрослых на занятия, чтобы и они учились правильно развивать
речь малыша. Иногда логопед дает задания: подобрать картинки,
нарисовать что-то или вырезать из бумаги — не удивляйтесь, эти занятия
для развития мелкой моторики, но если при этом разговаривать с
ребенком, они помогают развитию речи. Играйте с малышом в пальчиковые
игры, например, «сорока-воровка», «идет коза рогатая», «ладушки» и
другие. Учите ребенка нанизывать пуговицы на шнурок, собирать мозаику,
лепить из пластилина, и при этом пусть он учится рассказывать, чем
занят: кого рисует или лепит. Борьба с «трудными» звуками может
быть длительной, но бывает, хватает всего-то нескольких уроков, чтобы
ребенок осознал роль своего язычка в правильном произношении
непослушного звука. Очень важно, чтобы малыш слышал правильную
речь, а не мамино сюсюканье. Взрослые должны говорить внятно и
деликатно поправлять неправильное произношение ребенка. Логопед
исправляет дефекты, но закреплять навыки вы должны дома, повторяя с
ребенком нужные «жужжалочки», «шипелочки», играя в доктора Звукова. -
Важно, чтобы «работа» с непослушными звуками продолжалась дома, только
тогда будут хорошие результаты, — считает Елена. — К сожалению, не все
родители это понимают. Плохо, если мама (или бабушка) не хотят быть
домашним логопедом, не находят для занятий с ребенком время. Бывает,
достаточно и 10 занятий с логопедом, если дома с малышом занимаются.
Без логопеда можно обойтись в том случае, если родители штудируют
книжки и пособия, благо методической литературы сейчас много. Но если
сами не справляетесь, поспешите за помощью к специалистам. Иногда
причина неправильной речи может быть в короткой уздечке языка, которая
не позволяет языку подняться вверх, нарушая произношение звуков. Есть
упражнения для вытягивания уздечки — и неповоротливый язык с помощью
логопедических упражнений и массажа «развязывается». Нехитрые
упражнения, если их правильно выполнять, способствуют нормальному
произношению слов, улучшают состояние голоса, речевого дыхания. И в
итоге — чистая, правильная речь. Одна из ошибок родителей —
перегрузка нервной системы малыша. В 4-5 лет ребенка стараются отдать и
в спортивную секцию, и на музыку, и на занятия английским языком.
Конечно, ребенок переутомляется от таких перегрузок нервной системы,
иногда начинает заикаться. Еще один совет: у телевизора или компьютера
детям с речевыми проблемами можно проводить не более 20 минут в день. Для самостоятельных занятий Загнать мяч в ворота Ребенок
вытягивает вперед губы трубочкой и дует на ватный шарик, который лежит
перед ним на столе, загоняя его между двумя кубиками. Цель этой
нехитрой игры — выработать длительную, направленную воздушную струю.
Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная
струя была прерывистой. Следите, чтобы у ребенка не надувались щеки. «Почистим» зубки Ребенок
улыбнулся, показал зубы, приоткрыл рот и кончиком языка «почистил»
нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом
снизу вверх. Губы должны быть неподвижны — находиться в улыбке.
Следите, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по
верхнему краю зубов. Цель этой игры — научить ребенка удерживать кончик
языка за нижними зубами. В процессе игры дети наблюдают в зеркале за тем, что происходит с их лицами, языками.
|