—
Нет! Неинтересно! — ответили почти все ребята из самых разных классов
одной из уральских школ. И те, у кого дома было все, начиная с дорогой
мебели и кончая личным магнитофоном, и те, у которых этого не было. Родители,
которые имели высшее образование, и родители без такового, получили
один и тот же приговор — их детям дома тоскливо, скучно. А скучно это
значит из дома наутек! Под любым предлогом... Не
будем сейчас останавливаться на разного рода неблагополучиях в семьях.
Возьмем за точку отсчета обычную нормальную семью. И в этом случае не
обходится без противоречий. Родители стремятся к детям, а дети — на
улицу. Что же мешает им быть вместе? Отсутствие контакта. Конечно,
женщина-мать ныне занятой человек. И производственные дела, и
общественные, да еще магазины обегать надо. За день накапливается
элементарная усталость. И все-таки стоит задуматься — ради чего эти
муки? Ради детей. А раз так, то и пусть будет таким же обязательным
делом, как еда, одежда, сон, еще и разговор по душам, и книга, и игра.
Это такие безусловные атрибуты детства, без которых ребенку никак
нельзя. А время на это всегда можно найти, если, конечно, знать, что
ребенку это необходимо как воздух, как витамины. Пусть будет меньше
апельсинов, но побольше витаминов общения. Разговаривать
с детьми в своей семье далеко не каждый родитель умеет. Предмет
разговора для взрослого может быть важен, а для ребенка как раз
незначителен. Поэтому и не получается самого разговора. Изучайте своего
ребенка, и тогда вы по глазам будете узнавать, когда ему интересно, а
когда смертельно скучно. Не стоит это все путать с требованиями,
которые вы предъявляете к ребенку в определенном виде и в определенное
время: «Делу время — потехе час». И прежде чем возмущаться, когда
убегают они из дома на улицу играть, задумайтесь: почему? Убегают
потому, что постоянно сидеть дома в их возрасте куда страшнее. Да еще
сидеть тихо, послушно, ничего не трогая, не нарушая стерильной чистоты,
созданной заботливыми руками матери. Для самых послушных детей это
бывает невыносимо. Что было главным в нашем послевоенном детстве? Дожди
и лужи, товарищи по шалостям. Все это, вместе взятое, объединялось,
переплеталось, переплавлялось в могучем слове «игра» и превращалось в
поток сплошных приключений. И день тогда наполнялся событиями
значительными для ребенка, а впоследствии для взрослого — яркими
воспоминаниями. Современным
детям не повезло, у них какое-то рафинированное детство, усеченное,
неполное, потому что мало в их жизни игры — в школе, в летнем лагере,
дома. Это ненормально для умственного и физического развития детей. «Ах
вы шишиги эдакие, опять играть помчались. Вам бы только в
казаки-разбойники играть» — так и слышу голос своей бабушки из далекого
детства. Каждое
время рождает свои игры. А сегодня какие? Сегодня? Игры — соревнования
между родителями, кто кого перещеголяет. Соревнуемся! Овзросляем
детство! Раньше времени начиняя его своими взрослыми заботами: живут
дети по графику, учатся по расписанию, кружки, секции - приходят домой
поздно, усталые. Войдя
в квартиру своей приятельницы, я услышала сразу две музыки: одна
неслась из кухни — там телевизор смотрела мама, а другая из комнаты —
там телевизор смотрел папа. Они любили друг друга и сына
третьеклассника любили, но больше всего любили телевизор. Это был их
самый близкий друг. Каждый общался с ним на своей телеволне, сын в это
время делал уроки. Родители по очереди подбегали к нему и спрашивали: — Как идут дела? Все хорошо? Заканчивай быстрее, сейчас начнется 4-я серия... Сын
оправдывал их надежды и учился хорошо. Но каждый день для него был
похож на предыдущий. Дома давно ничего не происходило: школа, уроки,
телевизор, спать... Когда
я попыталась поговорить с приятельницей о сыне, она искренне удивилась:
«Чего же еще надо? У него все есть». Да, все, кроме них, родителей, и
их интереса к нему. В большой квартире при наличии живых, здоровых и
любящих родителей ребенок одинок. Ему даже собаку нельзя завести. Он бы
хотел с нею разговаривать. Она бы и квартиру помогала сторожить, потому
что одному ему «сторожить» страшно, когда приходит из школы и сидит
один. Единственное средство общения — телефон, откуда раздаются наши
«педагогические» указания: — Суп разогрей. Ведро вынеси. Ребят не пускай. На улицу не ходи. Сиди и делай уроки... Так
или примерно так отторгаем мы от себя своих детей. И живут они рядом,
под одной крышей, но уже не с нами. Непонятные. Ершистые. Трудные. Любовь
к детям — это не только бесконечное умиление ими. Эта любовь
действенная, понимающая растущую душу ребенка. Не вообще ребенка, а
своего ребенка, конкретного Витю или Толю, определенного возраста,
жизнь которого сегодня трудна. Очень трудна из-за бесконечных табу. В
наших уютных квартирных бонбоньерках детям неуютно. Им нельзя бегать,
прыгать, играть, стучать, шуметь, кричать, петь, плясать, делать опыты.
Да мало ли еще чего нельзя. Но зато можно бесшумно передвигаться и не
мешать родителям жить своей взрослой жизнью. Интересно ли так жить?
Нет! В чем и признались откровенно дети. Можно
ли помочь детям обрести радость жизни в собственном доме? Можно! Если
учить родителей быть родителями, а не только кормильцами. Учить можно и
в родительских университетах, и в семейных клубах, и во всеобуче
родителей, и в прессе, и на телевидении. Но научиться может только тот,
кто сам страстно пожелает этого. С
чего начать? Да хотя бы с домашнего спектакля, а сценарий его написать
совместно с детьми (если у вас один ребенок, пригласите и соседских),
распределить роли, провести репетиции и назначить день спектакля.
Расклеить афиши, пригласить соседей и родственников. Впускать их по
билетам-фантам. Открыть занавес, который шили всей семьей, включить
музыку и погасить свет... Все остальное сфантазируют и дополнят дети.
Кинотеатр сделать еще проще. Диапроектор, экран и диафильмы. Одни дети
читают, показывают, другие — зрители. Одна учительница математики, моя
знакомая, ввела это в обычный распорядок дня, и дети уже знают, какое
кино идет сегодня в их домашнем кинотеатре. Костя читает тексты, а Даша
переводит кадры, папа, мама и соседские дети — зрители. Совсем простая
организация, а сколько радости. Когда мама с папой не могут, их место
занимает бабушка. Можно
вместе с детьми придумать и длинную многоэтапную игру в семье.
Соорудите палубу корабля, повесьте на кухне, то есть в камбузе, флажки
расцвечивания, пусть вместо будильника детей утром в школу будят
склянки, как на флоте, пусть папа будет капитан, мама — боцман, дети —
матросы. Аврал по уборке корабля-квартиры пройдет быстро и с интересом.
Оговорок не будет, уверяю вас. Элементы морской формы, утренняя
зарядка, морская дисциплина — все это входит в игру. Пишется вахтенный
журнал. И увы, имеется гауптвахта. Все эти игровые элементы помогут
«разыграться» с детьми и сделают семейную игру настоящей, всамделишной,
в которую поверят дети. Попробуйте, и вы увидите, как изменится
моральный климат в вашем доме. Слышу,
слышу уже возражения, недоумения: «Где мы возьмем столько времени? Мы
же работаем». Однако любопытная деталь. Когда социологи провели опрос
работающих и неработающих женщин, то сделали такой вывод. У женщин
работающих дело воспитания детей обстояло гораздо лучше, чем у тех,
которые сидят дома. Почему? Потому что они сами живут интересной,
полновесной жизнью, насыщенной трудом, и удовлетворение от своих
успехов создает им хорошее настроение и обеспечивает доброжелательную
атмосферу в доме. И наоборот, неработающая мать срывает чаще всего зло
на детях за свою неприкаянность и якобы ненужность в социальном плане.
Значит, дело не только во времени. … Игра
— это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе
дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами, а уж о
содержании игр, которые они придумают в отсутствие взрослых, приходится
только догадываться, а потом разводить руками. Игры
взрослого человека в жизни отличаются от детских тем, что роли в игре
мы придумываем сами. В течение одного дня мы несколько раз меняем свои
костюмы: то это грозный начальник производства, то ласковый любовник,
то требовательный муж, то словоохотливый сосед, то строгий отец, то
заинтересованный зритель, то равнодушный зять, то озабоченный сын. И
каждый раз, принимая тот или иной облик, мы непременно согласовываем
свое поведение с правилами игры, в которую мы добровольно вступили. Но
это игры как бы сами с собой. Второй
вид игровой деятельности взрослых, которому мы предаемся с упоением, —
это игры коллективные, в которых участвуют множество людей, а если еще
от человека некоторым образом зависит их судьба или зарплата, то игрок
подчас просто наслаждается своей властью. В общем-то, мы все игроки в
той или иной степени и все участники чужих спектаклей и режиссеры своих. В
любой семье разыгрывается тот или иной спектакль. И не стоит обвинять
жену в том, что она немного лукавит, а также мужа, который чуть-чуть
притворяется, когда, желая угодить жене, делает ей сомнительный
комплимент. Жена с радостью верит, а муж с легкостью притворяется, что
не понимает лукавства жены. Потому что так предписывают правила игры,
называемой «жизнь»! Равно
как выигрывают и те родители, которые, не кичась своей взрослостью и
занятостью, вступают в игровое сообщество со своими детьми. Поэтому
дом, где прописана игра, всегда веселый дом, а его жильцы — незаурядные
люди, которые, понимая, что детство очень короткая пора, не портят его
своим детям и сами за счет игры продлевают свою молодость. Хочется
сказать молодым то, что мне на защите диссертации по игре сказал один
старый и мудрый ученый, — хочешь быть счастливым день — напейся, месяц
— женись, а всю жизнь — играй! Потому как, играя, вполне можно
рассчитывать на то, что вы посмотрите на себя как бы со стороны. Каждая
игровая роль будет высвечивать те или иные наши достоинства и
недостатки. Но в игре недостатки и промахи, а также критика
воспринимаются и переживаются легче, чем в реальной жизни, а главное,
что узнаете вы об этом не от кого-то. Игра вам рассказывает о вас и о
других, как открытая книга. Раскованность
— качество, пожалуй, для современного человека редкое, невозможная
роскошь, а в игре можно почувствовать себя освобожденным, раскованным,
легким, способным преодолевать многое в жизни. Меняя роли в семейных
играх — то выступая в качестве Деда Мороза, то будучи строгим учителем
в школе, то нерадивым учеником, вы даете возможность вашим детям
приблизиться к вам, сокращаете дистанцию, которая всегда существует
между взрослым и ребенком. Ребенок
с удовольствием потянется к взрослому, многое простит ему, если он
будет играть с ним, и отступится от того, кто правильно, но сухо и
назидательно будет поучать, не принимая игру во внимание. Может быть, стоит задуматься и о том, чтобы первый игровой опыт ребенок получил от родителей. Психологи
провели целую серию экспериментов, где проследили за двумя растущими
группами детей. Одни дети еще в детском саду легко вступали в игровые
контакты, имея семейный игровой опыт, другие были изгоями в игре. При
соприкосновении с трудностями играющая группа детей была более
коммуникативной, неиграющая впадала в пессимизм, неудовлетворенность.
Дожив до взрослого состояния и придя в производственный коллектив, из
играющих детей выделились положительные лидеры, руководители
производства, вообще мажорно настроенные люди. Группа же неиграющих
детей, повзрослев, составила часть населения, страдающую аффектом
неадекватности, т. е. неудачников, обвиняющих всех и каждого в своих
неудачах и бедах. И
в семейной жизни не повезло именно второй группе детей — не умея
строить свои отношения в игре, они не смогли этого сделать и в своей
семье, когда стали взрослыми. … Помню,
как в летнем лагере я устроила заседание клуба интенсивного общения для
младших школьников и была поражена диапазоном детских интересов и
огромной информированностью в самых разных вопросах, начиная с техники
и кончая философскими аспектами. Удивительно было не только это, а
больше то, что они были готовы к общению давно, но было видно, что так
же давно у них не было и слушателей. Говорили они радостно, видя
горячий наш интерес. Сегодняшние
дети вынуждены, к сожалению, больше молчать, чем говорить, больше
слушать, чем высказываться, — от этого они страдают и неразвитостью
речи и неумением общаться. Так что, как видите, дать возможность
выговориться детям — это в любом возрасте важно. Легко
сказать, да трудно сделать. Разговаривать с детьми — это не каждый
умеет. Но всему можно научиться. Подскажу — начать лучше с того, что
самому интересно. Предметом разговора с детьми может быть самое разное
— от насекомых до космических кораблей. Родители,
научившись сначала не только слушать своего ребенка, но и слышать,
обретут нового заинтересованного собеседника в лице сына или дочери. … Обстановка,
если хотите эстетика, таких встреч немаловажна. Если отец, сидя на
диване, одним глазом глядит в телевизор, а вторым на сына, если во
время бесед с детьми жена его постоянно отвлекает всякими просьбами и
вопросами, считая разговор с детьми бездельем, лучше тогда и не
начинать, чтобы не травмировать психику своего сына или дочери. В
детском сердце надолго остается след обиды. В следующий раз, когда у
отца появится настроение развлечься разговором с сыном, он ему не
поверит, и возможность влияния будет упущена. Часто такое невнимание в
детстве приводит в подростковом возрасте к неожиданным поступкам,
нередко асоциальным. Если
нет в арсенале родителей интересующего ребенка материала, не
возбраняетется поискать его, можно для этого заглянуть и в библиотеку,
почитать и великих исследователей детства — Я. Корчака, К. Ушинского. Л.М. Иванова Материал взят из книги "Судьба молодой семьи"
|